Психолого-педагогическое сопровождение

Как прожить год перед школой и подготовить ребенка к новой жизни?

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

* Не забывайте, что «детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).

* Не лишайте ребенка детства, не требуйте невозможного. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества! Не забывайте, что ребенку хочется играть, шалить и чувствовать, что его любят! Не надо отнимать у ребенка время, дарованное природой для беззаботной жизни, не надо спешить с обучением чтению и, тем более, письму. Если ребенок будет учиться читать неправильно, переучивать его труднее, чем начинать с нуля. Это должны делать профессионалы. Но если ребенок проявляет интерес и начинает читать, следите за тем, чтобы чтение было плавным, слоговым (а не побуквенным), без повторов.

* Базовые знания, необходимые для подготовки к школе, ребенок освоит в детском саду в соответствии с учебной программой дошкольного образования (основы грамоты и механизма слогового чтения, счет до 20 и простые математические операции, освоит умственные действия – классификацию, обобщение, сравнение, сопоставление, действие по образцу, моделирование пространственных отношений и т.п.).

* В процессе ежедневного общения с ребенком ненавязчиво, без принуждения учим думать: через игру решаем простые математические задачи на сложение, вычитание, называние смежных чисел; наблюдая за людьми на улице, за движением транспорта, за перемещениями птиц, собак и т.п. развиваем наблюдательность, учим замечать сходство или различия, сравниваем сопоставляем, пополняем словарный запас.

* Развиваем речь. Помогает чтение вслух, чтение по ролям, игры со словами, преобразование слава с помощью различных префиксов-суффиксов, падежных и родовых окончаний. Полезны игры на развитие фонематического слуха: покажите, как меняется смысл слова, если теряется, или меняется, хотя бы один звук (коса – коза, дом – дым, гора – нора, Любочка – юбочка – бочка и т.п.). Эти упражнения научат ребенка вслушиваться, быть внимательным при восприятии речи взрослого, помогут избежать ошибок при чтении, а потом и при письме.

* Развиваем логику: учим устанавливать логические связи между объектами, устанавливать нарушения этих связей и вести логичное доказательство с помощью картинок-путанок (их можно найти в различных журналах для детей под рубрикой «Что перепутал художник?»). Полезны игры на обобщения (назови одним словом – стол, стулья, диван – …?; столяры, маляры, плотники – …?); на конкретизацию понятий (обувь – …, цветы – …, мебель – …?); на обобщение рядов понятий более широкого объема (назови одним словом: птицы, звери, рыбы – …?, часы, весы, градусники – ...?); на классификацию и сравнение (можно использовать наглядный материал – предметы или картинки, а так же слова в играх типа «Четвертый лишний!»; на отнесение свойств предметов к заданным эталонам (находим в интерьере все квадратное, или круглое; находим все красного или зеленого цвета, фантазируем «На что похоже?»).

* Развиваем мелкую мускулатуру руки и координацию движений: полезна лепка, работа ножницами, рисование мелких деталей карандашом, фломастерами; пальчиковая гимнастика, массаж рук – все эти занятия не только подготавливают руку к письму, но и активизируют работу речевых центров и способствуют развитию способности воспринимать и понимать речь.

* Развиваем память и внимание: начнем с простых игр «Что изменилось?», «Чего не стало?». Во всей окружающей обстановке и дома, и на улице, и во дворе есть что запоминать. Но надо мобилизовать внимание, заметить, выделить, запомнить, чтобы потом – вечером, завтра, через день или даже неделю отметить, что же изменилось (в расстановке предметов в комнате и на кухне, в витрине соседнего магазина, во дворе на детской площадке, на соседней улице, по дороге из дома в детский сад…). Хорошо, если и педагог в детском саду увлечет детей такой игрой. Вместе вы научите детей быть внимательными, замечать малейшие изменения в одежде, в поведении, в настроении окружающих людей, разовьете наблюдательность!

Но для подготовки к школе, к учебной деятельности школьного типа необходимо овладение специальными приемами запоминания: смысловым соотнесением и смысловой группировкой. Поможем ребенку уйти от механического запоминания путем простого многократного повторения. Пришла пора осмысленного запоминания, которое опирается на умение устанавливать связи между тем, что уже известно и новым материалом. Помогут ассоциации по сходству, по смежности, по контрасту, по смыслу, и даже случайные. Важно, чтобы ребенок сам обнаружил эти свойства и осознанно объединил предметы по выделенному признаку. Научившись устанавливать эти связи и группировать по выделенным признакам, ребенок сможет подчинить эти умственные действия целям запоминания.

* Непременным условием интенсивного интеллектуально-познавательного развития детей перед школой является создание предметной среды, способствующей развитию познавательной активности ребенка, а также создание оптимальной среды общения и условий для совместной деятельности детей и взрослых. Проводите больше времени с ребенком, вместе читайте, обсуждайте прочитанное, отвечайте на вопросы, мастерите, помогайте ребенку придумывать разнообразные поделки из бросового материала (шишек, веток, желудей, ниток, кусочков ткани, бумаги, коробочек и т.п.).

* Важно помнить, что внутренний мир ребенка – это мир не только ясных, отчетливых знаний, конкретных представлений, но и мир причудливых образов, невероятных аналогий, неуемной фантазии. Прислушайтесь к ребенку, не торопите его, дайте возможность по-своему осмыслить новую информацию. Пусть он выразит свое отношение к миру и к процессу познания. Важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, подчас неожиданных сведений об окружающем его мире! Поощряйте экспериментирование. И даже если ребенок идет путем проб и ошибок, он неизбежно откроет для себя новые способы преобразования объектов (при конструировании, рисовании, при решении пространственных задач, может быть, когда вместе с мамой печет пироги или делает салат и т.п.).

Психологические противопоказания для начала обучения в школе

* Низкий уровень мотивационной готовности к обучению. Если ребенок не чувствует себя будущим школьником, еще не наигрался, если у него не появилась тяга к теоретическим знаниям, если он по своему психическому развитию является дошкольником, то школу ему пока посещать рано. Школьная дисциплина и ежедневные учебные занятия, необходимость не просто высидеть, а напряженно работать три или четыре урока, будут тяжелы для ребенка. Часто «школьный стресс» провоцируется желанием родителей получить сиюминутный результат (причем, методом постоянного давления на ребенка, ограничения свободы, сравнения с другими детьми, которые почему-то успешнее их любимого чада).

* Неблагоприятный психологический климат в семье. Некоторые родители, переживая «не лучшие времена», полагают, что учеба отвлечет от семейных неприятностей их ребенка. Однако учеба в такой ситуации только провоцирует дополнительные трудности. Семейные проблемы мешают детям полноценно учиться, особенно в стенах дома. Успеваемость неминуемо снижается, что становится лишним поводом для домашних раздоров.

* Появление в семье новорожденного (а еще проблемнее – близнецов). Первоклассник и грудной ребенок – не самое лучшее сочетание. Ночной плач, суета, недосыпание и общее утомление спровоцируют плохой школьный старт, а дальше ситуация вполне может превратиться в снежный ком. Ослабление внимания к старшему ребенку неизбежно вызывает ревность, обиды, агрессивное отношение к младенцу. Если в вашей семье случается такое совпадение, то оставьте шестилетнего ребенка в детском саду.

Правильная организация процесса подготовки к школе может стать увлекательным занятием и для детей, и для их родителей.

Белоус Анна Николаевна

Кандидат психологических наук, доцент

adu.by

свернуть

Мнемотаблицы развивают речь

Ни для кого не секрет, что у детей часто наблюдается скудный словарный запас и неумение согласовывать слова в предложении. Как же научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни?

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. К.Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Так как в  дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Использование мнемотехники поможет вашему ребенку согласовывать слова в предложении:

 

Мнемотаблицы помогают запоминать стихотворения:

Загадывать и отгадывать загадки:

 

Вырабатывать  у детей определенные навыки и умения:

Рассказывать сказки:  

Составлять описательные рассказы:

 

 

Мнемотаблицы легко найти в Интернете, а можно сделать самим.

Желаем удачи!

свернуть

Как одеть ребенка в детский сад?

Если вы грамотно подберете малышу гардероб, ему не придется стоять длинную очередь к воспитателю, чтобы та помогла ему завязать, застегнуть, одеть, развязать, расстегнуть, снять…

развернуть

Как это ни странно, грамотный выбор родителями одежды для малыша очень способствует легкой адаптации ребенка к детскому саду.  Вдумайтесь, если вы попали на какие-нибудь занятия и чувствуете себя всегда отстающим, у вас ничего не получается, вы будете с удовольствием туда ходить? Так же и ребенок – если он постоянно слышит “Опять ты самый последний” или “Опять у тебя перчатки” или “Ну почему ты не можешь сам сандалии надеть?”, малыш непрерывно будет чувствовать себя дискомфортно. Поэтому важно максимально упростить жизнь, как работникам детского сада, так и самому ребенку.

 

Обувь в группу должна быть легкой (в группе, как правило, жарко).   Она должна защищать ножку малыша (мысы закрыты, чтобы случайно не поранились пальчики, подъем стопы защищен). Ребенок должен сам уметь ее надеть. Самые удобные застежки на обуви для ребенка – липучки. При выборе обуви на прогулку руководствуйтесь тем же принципом – если кроссовки, то чтобы на липучках, сапоги без шнурков и замысловатых молний, завязок.

 

Футболки для детского сада

Должны быть без кнопок сзади и на плечах, желательно без завязок и пуговиц – натянул через голову и готово. Еще немаловажный факт – достаточный разрез для головы, чтобы голова не застревала.

 

Кофта и свитер для детского сада

Главное, чтобы кофта закрывала горло, если на улице зима. Тогда если забудет надеть шарф или вдруг он собьется (развяжется), то шея будет все-таки прикрыта. Молния или пуговицы или свитер-водолазка, одевающийся через шею – все имеет свои плюсы и минусы. Выбирайте сами, с чем легче справляется ваш ребенок.

Очень неудобны под верхнюю одежду кофты с капюшонами (зато они отлично смотрятся вместо ветровки в теплое время года).

 

Джинсы, шорты, штанишки

Старайтесь покупать штанишки без пуговиц, ремня и молнии. На резинке.

 

Юбку или шорты?

Девочкам летом лучше подбирать  легинсы или шорты для прогулок на улице – в юбках они садятся на край песочницы и у них потом песок в трусах.

 

Зимний  комбинезон в детский сад

Лучше покупать детям раздельные комбинезоны. Потому что сначала все дети надевают штаны, потом куртки. Ребенок в слитном комбинезоне очень потеет, пока ждет, когда оденут всех ребятишек. Кроме того, штаны приходится чаще стирать (если комбинезон раздельный, их можно временно заменить другими штанами).

При  покупке зимнего или осеннего комбинезона в садик, выбирайте:

– хорошие молнии,

– фасон под горло,

– немаркий, быстро сохнущий, способный выдержать стирку 3-4 раза в неделю (стирать придется часто, поэтому пуховики лучше не покупать).

 

Шапка для детского сада

В холодное время года наилучшим вариантом будет шапка типа «шлем». Любой ребенок в состоянии научиться надевать его самостоятельно, минуя завязки, и контроль степени их затянутости. Плюс шлемов еще и в том, что не нужен шарф и шея всегда прикрыта. Собственно, правильно подобранный шлем и комбинезон изначально исключают в использовании шарф. Шлем лучше выбирать, чтобы при покупке был туговат (при носке он слегка растягивается  и потом начинают открываться уши и лоб у ребенка. Еще обязательно проследите, чтобы был закрыт лоб (встречаются  модели, где лоб очень открыт).

Не очень удобны в использовании  шапки с завязками - самостоятельно ребенок завязать их не сможет; «просто шапка» (без завязок и какой-либо фиксации на голове)  постоянно съезжает и уши ребенка открыты. Шапки без завязок можно покупать только на межсезонье, когда на улице уже практически тепло. В очень  сильные морозы можно подобрать шапку-ушанку, удобно застегивающуюся на липучку или замочек.

Летом по санитарным нормам и правилам ребенку запрещено находится на площадке без головного убора. Самыми удобными головными уборами для теплого периода являются  бейсболки и панамки. Выбирая бейсболку, обратите внимание на материал – в жару очень комфортна сеточка; практично наличие  регулировки сзади. Для девочек подойдет также любой вариант панамки. Различные платки завязать самостоятельно детям сложно.

 

Варежки. Забудьте про перчатки. Двадцать деток, помноженные на 10 пальчиков – и уже можно не думать о прогулке, а только сидеть в раздевалке и вставлять пальчики в свои домики. Даже те дети, которые умеют сами надевать перчатки, просят воспитателя помочь, потому что начинают ревновать к другим детям и таким образом добиваются внимания к себе.

 Лучше иметь в шкафу запасные варежки (если после первой прогулки варежки не успеют высохнуть)

 

Про запас

Даже если ваш ребенок не писается, лучше  иметь необходимый минимум одежды в шкафчике ребенка про запас – трусики, колготки, носочки, футболка.  Вдруг прольет на себя компот, слишком активно помоет руки, замочив рукава, или случится «авария» во время сна… Дети очень переживают, когда описаются, и если при этом мама еще и не предусмотрела замену одежды и приходится надевать чужую, то вообще трагедия.

 Наличие запасных носков летом – ОБЯЗАТЕЛЬНО! Ноги пачкаются, так как дети много играют с песком. Перед сном дети моют ноги – надевать на них носки, которые уже в песке не хочется. 

Позаботьтесь, чтобы у ребенка всегда был чистый носовой платок, а  в шкафчике лежала расческа в чехле (и мальчикам тоже).

 

Подготовлено по материалам  Елены Хаповой «Как одеть ребенка в детский сад», kaknado.su

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть