Памятник Марку Шагалу

Памятник художнику Марку Шагалу установлен в городе Витебске в начале улицы Покровской.

Памятник Марку Шагалу – символ любви и уважения к великому мастеру и почетному горожанину города Витебска. Здесь родился и вырос наш знаменитый земляк, поэтому Покровская улица начинается для нас с Шагала, как театр начинается с вешалки.

Эта достопримечательность Витебска показывает Шагала уже усталым, постаревшим, мечтающем о возвращении в родной город.

Памятник Марку Шагалу расположен на пересечении улиц Покровской и Советской Армии.

В Витебске есть и дом-музей Шагала в конце улицы Покровской, который помнит Марка маленьким мальчиком.

Марк Шагал родился 7 июля 1887 года в Витебске. Именно родной город сыграл решающую роль в становлении художника. Родной город стал источником, из которого он долгие годы черпал вдохновение и силы, местом, где, по его собственным словам, Шагал "обрел краску своего искусства".

Марк Шагал был одарен своеобразным видением мира и рано начал рисовать. Способности мальчика родители заметили, но не очень поощряли. Начальное образование Марк получил в Витебском 1-м городском четырехклассном училище (1900-1905 годы). В 19 лет (в 1906 году) юноша поступил на обучение в частную Школу живописи и рисунка художника Пэна. Юдель Пэн, известный витебский живописец и педагог, был настолько поражен его дерзкой работой с цветом, что позволил посещать свою школу бесплатно. После непродолжительной учебы у известного мастера Марк Шагал отправился в Санкт-Петербург, где учился в школе Общества поощрения художеств под руководством Николая Рериха, занимался в частной студии Зайденберга, в школе Званцевой, где его наставниками были Лев Бакст и Мстислав Добужинский.

Молодой человек попал в водоворот художественной жизни Санкт-Петербурга на стыке двух революций. Познавая и впитывая все новое, Марк Шагал держался в стороне от разнообразных объединений и групп, начиная формировать собственный неповторимый стиль. Свою художественную биографию Марк Шагал начал с картины "Покойник (Смерть)" (1908 год). В 1909 году были написаны "Портрет моей невесты в черных перчатках", "Семья (Святое семейство)" и другие работы. Весной 1910 года состоялась первая выставка художника в редакции авангардистского журнала "Аполлон".

Учеба в Париже, персональная выставка в Берлине и появление музы

В августе 1910 года у молодого художника появилась возможность отправиться на учебу в Париж. По воспоминаниям Шагала, побудил его ехать во французскую столицу Лев Бакст, который привил своему ученику интерес к современному европейскому искусству. В первый год жизни в Париже Шагал снимал студию у художника Эренбурга на Монпарнасе. Он посещал различные классы в свободных художественных академиях, пропадал на выставках, в салонах и галереях, впитывая искусство великих мастеров - Делакруа, Курбе, Сезанна, Гогена, Ван Гога и многих других.

 

В 1912 году Шагал переехал в "Улей" - здание, выкупленное Альфредом Буше после распродажи Всемирной выставки 1889 года и ставшее своеобразным арт-центром и приютом для бедных иностранных художников. Здесь Шагал познакомился с многими представителями парижской богемы, освоил приемы новых веяний в изобразительном искусстве - кубизма, футуризма, орфизма, перекраивая их на свой лад; здесь сделал первые действительные успехи, создав картины "Скрипач", "Посвящение моей невесте", "Голгофа", "Вид Парижа из окна". Несмотря на полное погружение в парижскую художественную среду, он не забывал и родной Витебск. Его картины "Понюшка табаку", "Продавец скота", "Я и деревня" пронизаны ностальгией и любовью к городу его детства.

 

В июне 1914 года в Берлине прошла персональная выставка Марка Шагала, включившая почти все созданные в Париже картины и рисунки. Выставка получила хорошие отзывы, Шагал стал знаменит.

Летом 1914 года художник вернулся в Витебск, где его застало начало Первой мировой войны. В 1914-1915 годах он создал серию из более семидесяти работ, написанных на основе натурных впечатлений: портреты, пейзажи, жанровые сцены. В июле 1915 года состоялась свадьба Марка Шагала и Беллы Розенфельд, дочери витебского ювелира. Белла навсегда стала первой возлюбленной, женой и музой Шагала. В 1916 году родилась их дочь Ида.

С осени 1915 и по ноябрь 1917 года Шагал с семьей жил в Петрограде, служил в одном из военных ведомств. В предреволюционный период им были созданы портреты "Зеленый еврей", "Красный еврей", "Молящийся еврей"; картины из цикла "Любовники", среди которых "Голубые любовники", "Зеленые любовники", "Розовые любовники" и другие. В это же время Шагал начал писать автобиографическую книгу "Моя жизнь".

Народное художественное училище в Витебске и снова Париж

В августе 1918 года художник получил мандат уполномоченного по делам искусств в Витебской губернии и вернулся в Витебск. В родном городе он организовал Народное художественное училище, где преподавали известные художники Мстислав Добужинский, Иван Пуни, Ксения Богуславская, Вера Ермолаева, Эль Лисицкий, Казимир Малевич. Шагал стремился, чтобы в школе были представлены все направления современного искусства. Однако неожиданно для самого себя он стал в глазах учеников чуть ли не консерватором. Увлеченные новыми идеями супрематизма Казимира Малевича, ученики начали выступать против Шагала, который не верил в коллективистские начала живописи и был убежден, что искусство - индивидуальное творчество художника, его собственное видение мира, а история живописи - это история живописцев. В результате Марка Шагала уволили с должности директора училища. В 1920 году он с семьей покинул Витебск и переехал в Москву. В последний период на родине художником были написаны полотна "Над городом", "Венчание", "Прогулка" и другие работы.

 

В российской столице Марк Шагал принимал активное участие в театральной жизни - готовил эскизы декораций для спектаклей. Он создал монументально-декоративные панно для зрительного зала Еврейского камерного театра, а также оформил спектакль по пьесе известного еврейского писателя Шолом-Алейхема.

Постепенно художник все сильнее стал ощущать равнодушие к своему творчеству. В России у него накопилось слишком много проблем. В 1922 году он отправился с семьей в Берлин. Весной 1923 года Пауль Кассирер, берлинский издатель и галерист, предложил Марку Шагалу издать книгу "Моя жизнь" с авторскими иллюстрациями. Шагал принял предложение и с головой погрузился в освоение искусства гравюры. Он обучился новым для себя печатным техникам - офорту, сухой игле, ксилографии.

В конце лета 1923 года Марк Шагал переехал в Париж. Во французской столице его ждало неприятное известие - большинство картин, оставленных когда-то в "Улье", были утеряны. Марк Шагал решил восстановить их и тщательно, воссоздавая по памяти, по рисункам и репродукциям, написал заново часть работ первого парижского периода, среди которых "День рождения", "Я и деревня", "Над Витебском" и другие.

 

В это время Амбруаз Воллар, страстный книголюб и коллекционер, торговец произведениями искусства, задумал выпуск серии книг, иллюстрированных знаменитыми современными художниками, и предложил Шагалу сотрудничество. Шагал выбрал "Мертвые души" Гоголя и прекрасно справился с заданием. Метафорично-фантастическая графика мастера как нельзя лучше отражала острую гоголевскую сатиру. В Париже Шагал вновь сошелся со старыми друзьями и завел новых, среди которых были Пабло Пикассо, Анри Матисс, Пьер Боннар.

Постепенно у Шагала наладились финансовые дела, что дало ему возможность много путешествовать с семьей по Франции и странам Европы. Его немногочисленные картины этого периода радостны, светлы и легки: "Деревенская жизнь", "Двойной портрет", "Ида у окна". Большую часть времени и сил Шагал отдавал иллюстрированию книг - "Мертвых душ", "Басен" Лафонтена и Библии.

Переезд в США и знакомство с Валентиной Бродской

В мае 1941 года по приглашению нью-йоркского Музея современного искусства художник с семьей переехал в США. В американский период Шагал в основном работал для театра. Весной 1942 года Леонид Мясин, хореограф и бывший танцор "Русского балета", пригласил его к участию в оформлении балета "Алеко". Художник выполнил задние декорации и четыре огромных красочных фона, воссоздающих сказочную атмосферу пушкинской поэмы. Шагалу также заказали оформление спектакля "Жар-птица" Джорджа Баланчина, однако его декорации не понравились Игорю Стравинскому, предпочтение было отдано работе Пикассо. Но костюмы по эскизам Шагала, изготовлением которых занималась Ида, были приняты.

В августе 1944 года семья Шагалов с радостью узнала об освобождении Парижа. Война близилась к концу, и им не терпелось поскорее вернуться во Францию. Но в сентябре 1944 года умерла жена художника Белла. Шагал был совершенно оглушен настигшим его горем, и только спустя девять месяцев он взял в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой - "Свадебные огни" и "Рядом с ней". После смерти Беллы Шагал переехал в городок Хай-Фоллз, где приступил к работе над иллюстрациями для сказок "Тысячи и одной ночи". В результате получилось 13 чудесных сверкающих гравюр.

 

Во Францию Шагал вернулся в 1948 году. В послевоенные годы творчество художника постоянно сопровождала библейская тема. Помимо 105 офортов 1935-1939 и 1952-1956 годов к изданию французской Библии он создал еще множество картин, гравюр, рисунков, керамических изображений, витражей, шпалер на библейские темы. Все это составило "Библейское послание" художника миру, специально для которого в 1973 году в Ницце он открыл своеобразный музей, а правительство Франции признало этот "храм" официальным национальным музеем.

В 1952 году художник познакомился с Валентиной Бродской, которая стала его официальной женой. Их брак был счастливым, хотя Белла все равно осталась музой художника. В 1950-х годах Шагал с семьей много путешествовал, в том числе по Греции и Италии. Знакомство со средиземноморской культурой вдохновило художника на создание цветных литографий к роману Лонга "Дафнис и Хлоя". Литографии были выполнены в 1960-1962 годах.

В 1960-е годы Шагал увлекся монументальными техниками - созданием фресок и витражей, шпалер. Начал заниматься скульптурой и керамикой. В начале 1960-х годов по заказу правительства Израиля художник создал мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он получил множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и Израилю.

В 1964 году Шагал расписал плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создал для Метрополитен Опера в Нью-Йорке два панно, в 1972 году в Чикаго украсил здание Национального банка мозаикой "Четыре времени года".

В 1966 году Шагал переехал в построенный специально для него дом, служивший одновременно и мастерской, расположенный в провинции Ниццы - Сен-Поль-де-Вансе.

Летом 1973 года Марк Шагал совершил поездку в Москву и Ленинград. В Москве в это время открылась его выставка, и художник передал в дар Музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 75 своих литографий.

За день до отъезда в Париж, 20 июня, он сказал: "Я хотел бы... передать сердечный привет, мою любовь и самые добрые пожелания Витебску и моим землякам. Я решил отказаться от поездки в Витебск только потому, что, как говорят, сильное эмоциональное волнение опасно для людей моего возраста. Но все равно помню о Витебске и очень люблю его: у меня нет ни одной картины, на которой вы не увидите фрагменты моей Покровской улицы. Это, может быть, и недостаток, но отнюдь не с моей точки зрения".

В 1977 году Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста почетного легиона, а в 1977-1978 годах была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Это было особое событие, так как вопреки всем правилам в Лувре были выставлены работы еще здравствующего автора.

До последних дней Шагал продолжал писать картины, создавать мозаики, витражи, скульптуры, керамику, работать над декорациями к постановкам в театрах. Марк Шагал скончался вечером 28 марта 1985 года и был похоронен на обращенном к морю кладбище города Сен-Поль-де-Ванс.

Дочь Марка Шагала и его первой жены Беллы Розенфельд - Ида - на протяжении всей жизни была ангелом-хранителем для отца, который и запечатлевал ее в образе ангела на своих полотнах. После смерти жены именно Ида возвратила Шагала к творчеству и помогла в издании книг Беллы "Первая встреча" и "Горящие огни". Дочь стала биографом и исследователем творчества Шагала, организатором его выставок и самым искренним помощником. Родословную мастера продолжили трое детей Иды и ее мужа Франца Мейера - внуки Марка Шагала Пит, Мерет и Белла. Долгое время в тени оставался внебрачный сын Шагала и Вирджинии Хаггард-Макнил - музыкант и писатель Дэвид Макнил.

Память о знаменитом художнике

Творчество Марка Шагала почитают во всем мире. Картины художника можно увидеть в крупнейших музеях России, Франции, США. По всему миру есть улицы, набережные, художественные школы и другие объекты, названные его именем. Искусство Марка Шагала поражает разнообразием и не поддается строгой классификации. Авторский стиль, сочетающий экспрессию и нетрадиционную художественную манеру, формировался под влиянием кубизма, фовизма, орфизма. В полотнах мастера проявились его особое мировоззрение и религиозные взгляды. Талантливый живописец оставил след и в литературе: его поэзия, эссе и мемуары еще при жизни были опубликованы и переведены на иврит, русский, белорусский, английский и французский языки. Всемирную славу завоевала автобиографическая книга Марка Шагала "Моя жизнь".

В родном городе художника Витебске действуют Арт-центр Шагала и мемориальный дом-музей Шагала.

 

Дом-музей Марка Шагала был открыт в 1997 году в доме, где прошли юношеские годы художника, о которых он написал в книге "Моя жизнь". Ежегодно музей посещают большое количество туристов из дальнего и ближнего зарубежья. В 1999 году во дворе дома-музея на ул. Покровской в Витебске появился памятник юному Марку Шагалу. Витебский скульптор Валерий Могучий изобразил юношу, держащего в руках скрипку в виде палитры или палитру в виде скрипки, на которой образы Витебска плавно переходят в образы Парижа. Шагал ранее писал: "Париж, ты - мой второй Витебск". В правой руке у художника смычок в виде кисти, то есть он писал красками, будто играл музыку. Опирается Шагал на некое существо - собирательный образ всех животных, которых он когда-либо изображал. Во рту животного виден любимый цветок художника - василек. Кстати, в основе логотипа международного фестиваля "Славянский базар в Витебске" использован шагаловский василек, который со временем стал узнаваемым брендом.

 

Арт-центр был открыт в 1992 году. В фондах находится около 300 графических работ Шагала - литографии, ксилографии, офорты, в том числе серия иллюстраций к поэме Н.Гоголя "Мертвые души", серии цветных литографий на тему "Библия". В 2002 году в Арт-центре была открыта специализированная библиотека по творчеству Марка Шагала и искусству XX века. Она создана специально для работы исследователей творчества художника и его современников и насчитывает более 5 тыс. томов, в том числе уникальные книги, которых нет нигде в Европе.

В 2017 году в Иерусалиме появилась площадь Марка Шагала. Ее торжественное открытие состоялось 28 июня. В церемонии приняли участие мэр города Нир Баркат, представители Французского института, Российского культурного центра и израильской общественности, в том числе белорусского землячества в Иерусалиме. Марк Шагал неоднократно бывал в Иерусалиме. Звания почетного гражданина города Шагал был удостоен еще в 1977 году. Площадь Шагала и соответствующий памятный знак расположены возле так называемого Дома Тихо - монографического художественного музея в центре Иерусалима и неподалеку от дома рава Кука, где часто гостил мастер.

А еще режиссер Елена Петкевич создала 13-минутный мультфильм, посвященный главным событиям жизни великого мастера, под названием "Марк Шагал. Начало". Работа удостоена диплома XXVI Международного кинофорума "Золотой Витязь" в 2017 году. В фильме воспроизведены главные события, которые происходили с Марком Шагалом, его семьей до отъезда в Санкт-Петербург, раскрыты истоки творческой, поэтической натуры художника, чувственный взгляд его души, который отразился яркими, детскими красками на его полотнах. Сценарий написал Дмитрий Якутович. Художником-постановщиком стала Алла Матюшевская. Над фильмом также работали художники Инга Карашкевич и Татьяна Удовиченко. Художники старались попасть в стиль Марка Шагала, воспроизвести его цветовую гамму так, чтобы персонажи, предметы интерьера, основы для фонов мультфильма передавали атмосферу его произведений.

 

1 июня 2022 года нарвское белорусское общество "Сябры" (Эстония) организовало международную онлайн-конференцию "Наш Шагал", посвященную 135-летию со дня рождения одного из наиболее выдающихся уроженцев белорусской земли и яркого представителя художественного авангарда Марка Шагала. В мероприятии принял участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Эстонской Республике Вячеслав Качанов, дипломаты белорусской дипмиссии в Эстонии, а также соотечественники из Эстонии, Беларуси, Израиля, Иордании, Латвии и России. Во время конференции выступили директор музея Марка Шагала в Витебске Ирина Воронова, руководитель российского проекта "Шагал в Малаховке", гид Нарвского музея Елена Ховарт, племянница Марка Шагала, художница и поэт Ирина Маркова-Шагал (Израиль).

В начале июня этого года в национальном центре современных искусств открылся выставочный проект "Шагал. La Bible", где представлены 64 произведения мастера в технике литографии, иллюстрирующих события Ветхого Завета. Выставка будет работать по 28 августа.

В Витебске стало доброй традицией ежегодное празднование дня рождения Шагала. Несмотря на то, что официальная дата рождения художника 6 июля, сам мастер всегда отмечал его 7 июля, поэтому именно в этот день в доме-музее Марка Шагала на Покровской улице проходят праздничные мероприятия.

 

В доме-музее Марка Шагала в Витебске в мае открылся художественно-образовательный проект "Марк Шагал. И на земле...", посвященный 135-летию со дня рождения художника. Его цель - осмысление графического творчества Марка Шагала периода 1950-1980-х годов в контексте его биографии и истории искусства.

поделиться в: